Оглавление
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
I. | Общие положения | |
1.1. | Нормативное обеспечение программы | 2 |
1.2. | Характеристика вида спорта «Фигурное катание на коньках», его отличительные особенности | 3 |
1.3. | Цели и задачи программы | 3-4 |
II. | Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | |
2.1. | Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, возрастные границы лиц, проходящих программу | 4 |
2.2. | Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 5 |
2.3. | Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 5 |
2.4. | Годовой учебно-тренировочный план с учетом соотношения года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса | 6-7,25-27 |
2.5. | Календарный план воспитательной работы | 8-10 |
2.6 | План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним | 11 |
2.7. | План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств | 12 |
III. | Система контроля | |
3.1. | Требования к результатам прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 13 |
3.2. | Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 14 |
3.3. | Тесты и контрольно-переводные нормативы (испытания) освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках» и зачисления на этап спортивной подготовки в группу начальной подготовки (ЭНП) | 14-16 |
IV. | Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фигурное катание на коньках» | |
4.1. | Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому году подготовки. Учебно-тематический план | 17-18 |
V. | Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам | 19 |
VI. | Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | |
6.1. | Требования к материально-техническим условиям реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 20 |
6.2. | Требования к кадровому составу организации, реализующей дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу | 20 |
6.3. | Требования к информационно-методическим условиям реализации Программы | 21 |
VII. | Перечень информационного обеспечения | 22-23 |
VIII. | Приложения. Примерный годовой учебно-тренировочный план для групп СОЭ. Таблицы №№ 10-12 | 24-27 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фигурное катание на коньках»
- Общие положения
1.1 Нормативное обеспечение Программы
1.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фигурное катание на коньках » (далее – Программа) разработана
-на основе ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации;
-в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации;
-на основании Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р;
— на основании приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— в соответствии с приказом Минспорта России от 03.08.2022 № 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;
— в соответствии с приказом Минспорта России от 18.05.2022 « 419 «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных стандартов спортивной подготовки»;
— на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года « 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
— на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении СП 2.1.3678-20 «санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйственных субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнения работ и оказания услуг»;
— на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 №40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
— на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 № 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19);
— с учетом примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках»;
-на основании устава АУ ДОСШ «Дворец спорта» города Радужный;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фигурное катание на коньках » предназначена для организации спортивно-оздоровительной деятельности с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках», утвержденным приказом Минспорта России от 30.11.2022 № 1092 (далее – ФССП).
Программа служит документом, определяющим эффективное функционирование спортивной школы, качественного построения работы с детьми на этапе многолетней подготовки спортсменов по фигурному катанию на коньках. Содействует успешному решению задач физического воспитания детей от 5 до 18 лет.
- Характеристика вида спорта «Фигурное катание на коньках»,
его отличительные особенности
Фигурное катание на коньках — конькобежный вид спорта, относится к сложно координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.
Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860-х годах и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов. В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр. C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырех континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).
В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: одиночное катание, парное катание, танцы на льду, синхронное катание и командные соревнования.
В АУ ДОСШ «Дворец спорта» города Радужный реализуют один вид дисциплины — это одиночное катание (номер-код спортивной дисциплины — 050 001 3 6 1 1 Я).
Мужское и женское одиночное катание характеризуется тем, что фигурист должен продемонстрировать владение всеми группами элементов: шагами, спиралями, вращениями, прыжками, прыжками во вращении. Важными критериями являются связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм. Мужское и женское одиночное катание — фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов: шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Важными критериями также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
1.3. Цели и задачи программы
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках» является обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающих и специальных упражнений вида спорта «Фигурное катание на коньках»). Программа позволяет комплексно решать оздоровительные, развивающие, воспитательные задачи, обеспечивая дифференцированный подход к детям, их физической подготовке, состоянию здоровья.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа:
Образовательные задачи:
- Изучение истории и терминологии фигурного катания на коньках; Изучение правил гигиены, питания и т.д.
3.Овладение основами техники выполнения обширных комплексов физических упражнений и освоение техники подвижных игр.
- Отбор перспективных детей для дальнейших занятий фигурным катанием на коньках.
Развивающие задачи:
- Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей.
- Развитие общефизической подготовленности, дыхательной, сердечно — сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного аппарата. Развитие двигательных качеств: силы, общей выносливости. 4. Развитие личностных качеств — дисциплинированность, терпение, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, работоспособность, чувство товарищества, ценностное отношение к себе, людям, окружающему миру;
Воспитательные задачи: 1.Формирование стойкого интереса к занятиям спортом, воспитание желания самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, сознательно применять полученные знания в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- Воспитание положительной мотивации к познанию, творчеству и достижению цели.
II.Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1.Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, возрастные границы лиц, проходящих программу
Требования по зачислению на спортивно-оздоровительный этап (СОЭ)
В группы спортивно-оздоровительного этапа (СОЭ) зачисляются мальчики и девочки, желающие заниматься спортом, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача-педиатра). Допустимый возраст для зачисления – 4 лет.
Возраст занимающихся 4-18 лет.
По достижению 6-летнего возраста проводятся тестирования.
При отсутствии медицинских показаний и наличии положительного результата тестирования, дети зачисляются на этап начальной подготовки.
Таблица № 1
Этап подготовки | Период
обучения |
Примерный
возраст для зачисления |
Количество
часов в неделю |
Требования по спортивной подготовке |
Спортивно-оздоровительный этап (СОЭ) | 3 года | 4-18 лет | 4,5 | Массовый спорт. Выполнение нормативов по ОФП |
Норма наполняемости групп спортивно-оздоровительного этапа Таблица № 2
Этап подготовки | Норма наполняемости групп | Максимальный количественный состав групп |
Спортивно-оздоровительный этап (СОЭ) | 20 человек | 30 человек |
2.2. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Недельный и общий объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с учетом ФССП по виду спорта «Фигурное катание на
коньках», утвержденному приказом Минспорта Россииот «30» ноября 2022 г. № 1092 представлен в таблице №3 (Приложение 2к ФССП, Приказ Минспорта России от 30.11.2022г. № 1092)
Таблица № 3
Норматив года обучения | Спортивно-оздоровительный этап (СОЭ) | ||
СОЭ-1 | СОЭ-2 | СОЭ-3 | |
Количество часов в неделю | 4.5 | 4.5 | 4.5 |
Общее количество часов в год | 189 | 189 | 189 |
2.3.Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках» используется очная форма обучения, в том числе с применением дистанционных технологий. При построении учебно-тренировочного процесса используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретические и практические занятия.
Для реализации программы в условиях ограничительных мер и чрезвычайных ситуаций, а также в условиях заболеваемости в АУ ДОСШ «Дворец спорта» города Радужный предусмотрена очная форма обучения с применением дистанционных технологий. Дистанционное обучение – это организация образовательного процесса с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и тренеров — преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта. Дистанционное обучение — взаимодействие тренера-преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. В АУ ДО СШ «Дворец спорта» города Радужный обучения с применением дистанционных технологий осуществляется по следующему алгоритму действий: 1. Разработка плана-конспекта на каждое занятие с указанием времени, содержания и формы работы, алгоритма действия, количества повторений, определения уровня самочувствия согласно недельной нагрузке с учетом выполнения заданий в домашних условиях. Используемые формы работы: Изучение теоретического материала: устная учебная информация по видам спорта, фотоконспекты, индивидуальный план подготовки, аудио- видеосообщение, обучающие видеоматериалы (видеосюжеты, видеофильмы, видеоролики) Практические задания: физические упражнения на развитие различных групп мышц, формирование и развитие различных физических качеств – гибкости, силы, упругости, координации и др. 2. Размещение плана-конспекта с указанием времени, содержания и формы работы, алгоритма действия, количества повторений, определения уровня самочувствия в электронных ресурсах («Вконтакте», «Viber», «WhatsАpp» и пр.).
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это практические приёмы по решению поставленных задач, занятия по отработке техники, занятия, направленные на общее развитие и оздоровление, домашние задания, соревнования. Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические. Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, обучающих видеосюжетов. Эти методы помогают создать у детей конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: 1. Метод упражнений. 2. Игровой метод. 3. Соревновательный. 4. Метод круговой тренировки.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план с учетом соотношения года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса
Годовой учебно — тренировочный план по подготовке юных фигуристов на спортивно-оздоровительном этапе — это основополагающий документ, определяющий распределение временных объемов основных разделов подготовки фигуристов по возрастным этапам и годам обучения (таблица № 4)
При составлении учебно-тренировочного плана следует исходить из специфики фигурного катания на коньках, возрастных особенностей юных фигуристов, основополагающих положений теории и методики фигурного катания на коньках, а также с учетом модельных характеристик подготовленности фигуристов высшей квалификации — как ориентиров, указывающих направление подготовки. Чтобы план был реальным, понятным и выполнимым с решением задач, поставленных перед данным этапом, изначально необходимо определить оптимальные суммарные объемы тренировочной деятельности по годам обучения. Затем, беря за основу процентные соотношения отдельных видов подготовки из теории и методики фигурного катания на коньках, по каждому возрасту, рассчитываем объемы (в часах), приходящиеся на отдельные виды подготовки. Разработанный и выверенный таким образом учебный план трехлетней подготовки юных фигуристов является основным нормативным документом, определяющий дальнейший ход технологии планирования.
Следующей ступенью явится составление планов-графиков на годичный цикл подготовки фигуристов по каждому возрасту с расчетом на 42 недели занятий в условиях спортивного учреждения и занятий в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам занимающихся на период их активного возраста.
Таким образом, при составлении учебного плана подготовки юных фигуристов реализуются принципы преемственности и последовательности учебного процесса, создаются предпосылки к решению поставленных перед данным этапом задач.
Учебные планы — графики распределения материала для групп спортивно-оздоровительного этапа 1-3 года обучения указаны в Таблицах № 10-12
Раздел «Общая физическая подготовка (ОФП)» включает в себя систему занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. Для поддержания и развития уровня физической подготовки обучающихся проводится ряд различных упражнений. Общеразвивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств (гибкости, силы, силовой выносливости и др.), готовности организма к дальнейшей физической нагрузке.
Раздел «Специальная физическая подготовка (СФП)» – раздел, который является одной из самых основных частей образовательного процесса в спортивной школе. При обучении фигурному катанию на коньках, как и в любом виде спорта, используются упражнения по специально-физической подготовке. Специально-физическая подготовка направлена на формирование необходимых навыков и умений для фигурного катания на коньках.
Основными задачами технической подготовки являются:
— прочное освоение технических элементов фигурного катания на коньках;
— владение техникой и умение сочетать в разной последовательности технические приемы
Тактическая подготовка — это процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов с помощью тактических действий.
Годовой учебно-тренировочный план Таблица № 4
№ п/п | Виды
подготовки |
Спортивно-оздоровительный этап (СОЭ) | ||||
СОЭ-1 | СОЭ-1 | СОЭ-3 | ||||
Недельная нагрузка в часах | ||||||
4,5 | 4,5 | 4,5 | ||||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | ||||||
1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||
Наполняемость групп (человек) | ||||||
20-30 | ||||||
1. | Общая физическая подготовка | 80 | 75 | 70 | ||
2. | Специальная физическая подготовка | 40 | 40 | 45 | ||
3. | Участие в спортивных соревнованиях | — | — | — | ||
4. | Техническая подготовка | 30 | 35 | 35 | ||
5. | Тактическая, теоретическая, психологическая | 10 | 10 | 10 | ||
6. | Хореографическая подготовка | 20 | 20 | 20 | ||
7. | Инструкторская и судейская практика | — | — | — | ||
8. | Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль |
9 | 9 | 9 | ||
Общее количество часов в год | 189 | 189 | 189 | |||
Под восстановительными мероприятиями следует понимать применение системы педагогических, психологических, медико-биологических средств, позволяющих спортсмену вернуться к уровню работоспособности, в той или иной степени утраченной после интенсивного тренировочного процесса. Система педагогических средств восстановления используется тренером – преподавателем постоянно в структуре круглогодичной подготовки.
К числу педагогических методов и средств восстановления, которыми должен уметь пользоваться тренер — преподаватель, относятся:
- рациональное планирование тренировочной нагрузки в соответствии с возрастом и квалификацией обучающихся, при котором предусматриваются переходные периоды, восстановительные микроциклы и разгрузочные дни;
- планирование занятий с чередованием видов многоборья, исключающим одностороннюю нагрузку на организм;
- применение упражнений на расслабление, восстановление дыхания между подходами и в заключительной части занятия. К этому добавляются психоэмоциональные методы регуляции состояния, приемы аутогенной тренировки, а также использование игрового метода, что очень важно в занятиях с детьми и подростками.
Восстановительные мероприятия проводят не только во время проведения тренировочного процесса (отдых между выполнениями упражнений), но и в свободное время.
2.5. Календарный план воспитательной работы
Важным условием успешной работы со спортсменами является воспитательная работа. Основным документом, регламентирующим направления и формы воспитательной работы с обучающимися является «План воспитательной работы», который направлен на обеспечение формирования психолого-педагогической культуры обучающихся, духовно-нравственного развития, гражданского и патриотического воспитания, популяризации здорового образа жизни, трудового воспитания и экологической культуры, приобщение их к культурному наследию, в процессе формирования социальных и культурных компетенций, навыков жизнедеятельности и самоопределения в социуме.
Целью воспитательной работы является создание условий для развития свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной знаниями и умениями, готовой к созидательной трудовой и спортивной деятельности и нравственному поведению. Она включает в себя единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности спортсмена и формирует итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, спортивной школы, коллектива тренеров-преподавателей. В воспитательной работе тренера – преподавателя необходима гибкая и многообразная система воздействий. Задачами воспитательного воздействия в учебно-тренировочном процессе являются: формирование нравственного сознания; формирование поведения: умений, навыков, привычек нравственного и дисциплинированного поведения, соответствующих черт характера; формирование личностных качеств. Календарный план воспитательной работы представлен в таблице №5
Таблица №5
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направление работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Здоровье сбережение | ||
1.1. | Участие в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни | Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:
-Осенний и Зимний День здоровья; — спортивные мероприятия, посвященные Олимпийскому Дню; — физкультурные мероприятия в рамках Международного дня спорта; — физкультурные мероприятия, посвященные «Дню зимних видов спорта»; — всероссийская акция «10 000 шагов к жизни» ; — всероссийская акция «Спортивная зима»; — спортивный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»; -спортивная акция «Я выбираю спорт» |
В течение года |
1.2. | Режим питания и отдыха | Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся:
— формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); -воспитательное мероприятие «Режим дня и здоровый организм»; — тематическое занятие «Режим дня: каждому делу – своё время». |
В течение года |
1.3. | Профилактика правонарушен ий и асоциального поведения | Профилактическая деятельность, в том числе — подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта;
— профилактическая акция «Утренняя зарядка», приуроченная к празднованию Всемирного Дня здоровья; — всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью»; — акция «Скажи жизни: Да!»; — профилактические беседы-дискуссии, направленные на здоровьесбережение: «Мы за ЗОЖ!»,«Наше здоровье», «В здоровом теле-здоровый дух!» |
В течение года |
1.4. | Антидопингов ые мероприятия | Практическая деятельность обучающихся:
— информационные-образовательные беседы «Что должен знать спортсмен о допинге», «Жертвы допинга», «Основы антидопинговой политики», «Мы за честный спорт», «Запрещенный список препаратов», «Последствия допинга для здоровья»; — выставка рисунков «Спорт и допинг – это несовместимо!»; |
В течение года |
2. | Патриотическое воспитание | ||
2.1. | Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственнос ти перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственн ых символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) | Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки
-патриотическая акция «Мы — граждане России»; — всероссийская акция «Георгиевская ленточка»; — всероссийская акция «Письмо солдату»; — всероссийская патриотическая акция «Рисуем Победу»; — всероссийская акция «Под флагом страны» — конкурс «Россия — Родина моя», посвященный Дню независимости России; — лекции, беседы военно-патриотической направленности «Они сражались за Родину»; — конкурс творческих работ «Никто не забыт, ничто не забыто»; — беседа с элементами викторины «Из истории государственного флага РФ» |
В течение года |
3. | Развитие творческого мышления | ||
3.1. | Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) | Открытые тренировочные занятия, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на:
— формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; — развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; — правомерное поведение болельщиков; — расширение общего кругозора юных спортсменов; — участие в физкультурных и спортивно -массовых мероприятиях (согласно календарному плану мероприятий) |
… |
4.2. | Эстетическое развитие | Выставки, конкурсы рисунков к тематическим праздничным датам;
— «Детство – это смех и радость»; — «Всемирный день здоровья» |
|
5. | Экологическое воспитание | … | |
5.1. | Мероприятия, направленные на повышение уровня информирован ности обучающихся по вопросам обеспечения экологической безопасности | Беседа с элементами викторины о бережном отношении к окружающей нас природе «Экология – безопасность – жизнь»;
— выставка рисунков «Живи, Земля!»;
|
2.6. План мероприятий, направленных на предотвращение
допинга в спорте и борьбу с ним.
Антидопинговое обеспечение осуществляется на основании приказа Минспорта России 24.06.2021 г. №464 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых Правил», которые соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 г. и ратифицированной Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. №240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте», Всемирного антидопингового кодекса, принятого Всемирным антидопинговым агентством, и Международным стандартам ВАДА. Основная цель работы данного направления – предотвращение допинга и борьба с ним в среде спортсменов. В своей деятельности тренер – преподаватель руководствуется законодательством Российской Федерации, Всемирным Антидопинговым 82 Кодексом, Положением Госкомспорта России, приказами и распоряжениями Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Уставом учреждения и Положением о запрещении применения Запрещенных субстанций и Запрещенных методов спортсменами. Спортсмен обязан знать нормативные документы:
- Всемирный антидопинговый кодекс;
- Международный стандарт ВАДА «Запрещенный список»;
- Международный стандарт ВАДА «Международный стандарт по терапевтическому использованию»;
- Международный стандарт ВАДА по тестированию.
В рамках антидопингового обеспечения учебно-тренировочного процесса осуществляются следующие мероприятия:
- Назначение лица, ответственного за антидопинговое обеспечение из числа специалистов;
- Ознакомление лиц с 6 лет с положениями основных действующих антидопинговых документов (антидопинговые правила, утвержденные соответствующей международной федерацией и переведенные на русский язык, Кодекс ВАДА, Международные стандарты ВАДА, система антидопингового администрирования и менеджмента), в объеме, касающемся этих лиц;
- Разработку и проведение образовательных, информационных программ и семинаров по антидопинговой тематике для лиц, проходящих спортивную подготовку;
- Проведение антидопинговой пропаганды среди лиц, проходящих спортивную подготовку;
- Оказание всестороннего содействия антидопинговым организациям в проведении допинг — контроля и реализации мер, по борьбе с допингом в спорте. План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним представлен в таблице №6
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга
в спорте и борьбу с ним Таблица № 6
Группы | Содержание мероприятия и его форма | Сроки проведения | Рекомендации по проведению мероприятий |
Спортивно-оздоровительный этап | 1.Онлайн-курс обучение на сайте РУСАДА (дистанционное обучающее с 7 лет) | В течение календарного года | Для обучающихся прохождение в первые 1-3 месяца календарного года, для вновь зачисленных обучающихся в течение первого месяца занятий |
2.Конкурс рисунков «Мы за чистый спорт» | Июнь | Для детей профильного спортивного лагеря с дневным пребывание детей на базе учреждения в период летних каникул | |
3.Знакомство с Антидопинговыми правилами (информационное) | В течение календарного года | Ознакомление обучающихся с антидопинговыми правилами посредством информационного стенда | |
4.Просмотр видеороликов
(информационное) |
В январе и сентябре календарного года | Подборка видеороликов:
«Спорт без допинга», «О вреде допинга», «Допингу-нет!» |
|
5. Просмотр буклетов, плакатов, видеороликов в социальной сети ВКонтакте (информационное) | В течение календарного года | Тренерам-преподавателям сообщать обучающимся даты размещения информации по антидопингу в социальной сети в ВКонтакте https://vk.com/id642652882 |
2.7. План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств
Медико-биологическое обеспечение спортсменов — комплекс мероприятий, направленный на восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающий медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера, систематический контроль состояния здоровья спортсменов, обеспечение спортсменов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами для питания спортсменов, проведение научных исследований в области спортивной медицины и осуществляемый в соответствии с установленными законодательством о физической культуре и спорте требованиями общероссийских антидопинговых правил, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
На спортвно-оздоровительном этапе проблемы восстановления решаются относительно просто. При планировании занятий на каждый день недели достаточно обговорить с родителями общий режим занятий в школе, дать рекомендации по организации питания, отдыха. План применения восстановительных средств и мероприятий представлен в таблице № 7
Таблица №7 План применения восстановительных средств и мероприятий
№ п/п | Средства и мероприятия | Сроки реализации |
1 | Рациональное питание:
— сбалансировано по энергетической ценности; — сбалансировано по составу (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины); — соответствует характеру, величине и направленности тренировочных мероприятий |
В течение всего периода спортивно-оздоровительного этапа |
2 | 2 Физиотерапевтические методы:
1. Массаж – классический (восстановительный, общий). 2. Гидропроцедуры: теплый душ, горячий душ, контрастный душ, теплые ванны, контрастные ванны, хвойные ванны, восстановительное плавание. 3. Различные методики банных процедур: баня с парением, кратковременная баня, баня с контрастными водными процедурами, кедровая бочка. |
В течение всего периода спортивно-оздоровительного этапа |
3 | Фармакологические средства:
1. Витамины, коферменты, микроэлементы, витаминные комплексы, витаминно -минеральные комплексы.
|
В течение всего периода спортивно -оздоровительного этапа |
4 | Кислородотерапия (кислородные коктейли) | Один раз в неделю |
III. Система контроля
3.1 Требования к результатам прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках»
Результаты прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках» должны соответствовать целям, поставленным Программой. Требования к результатам прохождения Программы, направлены:
СОЭ первого года обучения: определяется целесообразность выбора вида спорта, учитывая соответствие физических и психических данных ребенка требованиям, предъявляемым фигурным катание на коньках.
СОЭ второго года обучения выявляет способности к прогрессированию в процессе обучения и тренировки.
СОЭ третьего года обучения решает задачу выбора наиболее талантливых спортсменов, способных в перспективе показывать высокие спортивные результаты.
Таким образом, программой многолетней подготовки фигуристов предусматривается проведение начального отбора на спортивно — оздоровительном этапе в течение трех лет в ходе тренировочного процесса. Поэтому к основной направленности обучения на этом этапе (всестороннее, гармоническое развитие физических способностей и укрепление здоровья) следует также отнести и выявление способностей детей и пригодности их к занятиям фигурным катание на коньках.
3.2. Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках»
Оценка результатов освоения Программы в форме тестирования проводится по окончании каждого года обучения. Тесты помогают определить уровень развития общефизических и специальных навыков обучающихся, необходимых для успешного освоения программы.
3.3. Тесты и контрольно-переводные нормативы (испытания) освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках» и зачисления на этап спортивной подготовки в группу начальной подготовки (ЭНП)
Тесты для оценки и контроля юных фигуристов
спортивно — оздоровительного этапа
Для оценки общей физической подготовки и контроля её динамики для групп спортивно-оздоровительного этапа применяются следующие тесты в «безледовых условиях»:
1.Бег 30 м с высокого старта (с).
2.Челночный бег 3*10 м (с).
3.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во).
4.Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) (см)
- Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см).
Для оценки специальной физической подготовки.
1.Прыжки на скакалке на двух ногах (за 1 мин – количество раз)
2.Прыжки на скакалке на одной ноге (за 1 мин — количество раз)
- Выкрут прямых рук вперед — назад с шириной хвата (см)
- Прыжок в высоту с места (см)
Указания к выполнению контрольных упражнений (тестов) занимающимися
спортивно-оздоровительного этапа
Оценка общей физической подготовки
1.Бег 30 м вперед лицом. Тест призван оценивать уровень скоростных качеств движений юного фигуриста. Тест проводится в зале на дистанции 30 метров с высокого старта. Оценивается время пробегания (с).
2.Челночный бег 3×10 м: тест проводится на дорожке длиной не менее 10 м. За чертой «старт» и «финиш» — два полукруга радиусом 50 см. На данный полукруг кладется деревянный кубик (5 см). Спортсмен со старта бежит к финишу, обегает полукруг, берет кубик и возвращается к старту.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу: принять упор лежа на полу, поставить прямые руки на ширине плеч, кисти вывести вперед, локти развести не более чем на 45 градусов. Плечи, туловище и ноги должны составлять прямую линию. Пальцами стоп упритесь в пол без опоры. Делая вдох, опустить тело вниз, коснувшись грудью пола. Делая выдох, вернуться в исходное положение. Зафиксировать свое положение в верхней точке на 0,5 секунды, а затем повторить движение необходимое количество раз.
4.Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи): Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 — 15 см.
При выполнении испытания занимающийся выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 с.
- Прыжок в длину с места — выполняют толчком двух ног от линии или края доски на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение дальности прыжка осуществляется стальной рулеткой.
Оценка специальной физической подготовки
- Прыжки на скакалке на двух ногах: локти находятся максимально близко к телу на уровне талии. Запястья чуть выгнуты наружу и расслаблены. Предплечья чуть выведены вперед таким образом, чтобы при взгляде прямо перед собой вы боковым зрением видели и правое и левое запястье со скакалкой в руке. Ноги стоят на ширине таза или уже (широко расставлять не нужно). В идеале сомкнутые друг с другом. Ноги прямые, возможно, слегка согнуты в коленях (слегка!) — как подготовительный этап к прыжку.
- Прыжки на скакалке на одной ноге: Во время прыжка на одной ноге лучше не опускать голову слишком низко, концентрируясь на подсчете прыжков. Не закидывать также голову назад. Выбрать точку немного ниже уровня глаз и сосредоточиться на ней. Во время прыжков: корпус держать прямо, не сутулиться. Подпрыгивая, приземляться на носки. Это уменьшит нагрузку на стопу. Не стараться мгновенно включиться в очень быстрый темп. Придерживаться умеренной нагрузки. Наращивать скорость постепенно. Чередовать амплитуду прыжков (высоко/низко и пр.). Стараться подпрыгивать легко.
3.Выкрут прямых рук вперед — назад с шириной хвата: Выкрут рук с палкой, см. На палке нанесены деления с точностью до 1 см (или наклеена сантиметровая лента). Из положения стоя руки внизу хватом палки сверху поднимают прямые руки вверх и переводят палку назад за спину. Не сгибая рук в локтевых суставах, возвращают палку в исходное положение. Определяют расстояние между внутренними точками хвата.
- Прыжок в высоту с места (см): прыжок вверх, см — выполняется толчком двух ног со взмахом рук от поверхности пола. Измерение высоты прыжка проводят рулеткой или сантиметровой лентой, по методике Абалакова.
Нормативы представлены в таблице № 8
Таблица №8
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» (приложений № 6 к ФССП Приказ Минспорта России от 30.11.2022г. № 1092 и тесты)
1 год обучения
N п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив до года обучения | ||
мальчики | девочки | ||||
1. Нормативы общей физической подготовки | |||||
1.1. | Бег на 30 м | с | не более | ||
6,9 | 7,1 | ||||
1.2. | Челночный бег
3 x 10 м |
с | не более | ||
10,3 | 10,6 | ||||
1.3. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее | ||
7 | 4 | ||||
1.4. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) | см | не менее | ||
+1 | +3 | ||||
1.5. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | не менее | ||
110 | 105 | ||||
2. Нормативы специальной физической подготовки | |||||
2.1. | Прыжки на скакалке на двух ногах
(за 1 мин) |
количество раз | не менее | ||
65 | |||||
2.2. | Прыжки на скакалке на одной ноге
(за 1 мин) |
количество раз | не менее | ||
30 | |||||
2.3. | Выкрут прямых рук вперед — назад с шириной хвата | см | не менее | ||
50 | 40 | ||||
2.4. | Прыжок в высоту с места | см | не менее | ||
27 | 24 | ||||
3. Иные спортивные нормативы | |||||
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа | ||||
«5» | «4» | «3» | «Неудовлетворительно» | ||
Техническое мастерство в зале | |||||
3.1. | Равновесие «Ласточка». (удержать с.) | 5 | 3 | 2 | 1 |
3.2. | Приседание «пистолет» за 10 с (на правой и левой ноге) | 3 | 2 | 1 | 0 |
Техническое мастерство на льду | |||||
3.3. | Фонарик вперед
(кол-во метров) |
6 | 3 | 2 | менее 2 |
3.4. | Фонарик вперед
(кол-во метров) |
6 | 3 | 2 | менее 2 |
3.5. | Равновесие «Цапелька»
· на правой ноге · на левой ноге (кол-во метров) |
6 | 3 | 2 | менее 2 |
3.6. | Саночки | колени согнуты на 90°
не менее 5 метров |
колени не согнуты на 90°
не менее 3-4 метров |
колени согнуты на 90°
не менее 3 метров |
не сидит, таз выше коленей, 1 метр |
3.7. | Самокат по восьмерке | сильные толчки
толчки ребрами длинные дуги правильное положение рук наклон туловища в круг |
не выполнено первое требование | не выполнено первое и второе требование | не выполнено первое, второе и третье требование |
№п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | ||
мальчики | девочки | ||||
1.Нормативы общей физической подготовки | |||||
1.1. | Бег 20 м | с | не более | ||
4,5 | 5,3 | ||||
2.2 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | на менее | ||
135 | 125 | ||||
3.3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу | количество раз | на менее | ||
15 | 10 | ||||
2.Нормативы специальной физической подготовки | |||||
2.1. | Бег на коньках 20 м | с | не более | ||
4,8 | 5,5 | ||||
2.2 | Бег на коньках челночный 6×9 м | с | не более | ||
17,0 | 18,5 | ||||
2.3 | Бег на коньках спиной вперед 20м | с | не более | ||
6,8 | 7,4 | ||||
2.4 | Бег на коньках слаломный без шайбы | с | не более | ||
13,5 | 14,5 | ||||
2.5. | Бег на коньках слаломный с ведением шайбы | с | не более | ||
15,5 | 17,5 | ||||
- IV. Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фигурное катание на коньках»
4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий для 1-3 года подготовки
Программный материал для практических занятий представлен по видам: физической, технической, хореографической подготовки
Для решения выше поставленных задач данной программы применяются: средства общей физической и специальной подготовки; имитационные упражнения; упражнения по обучению скольжению; игры. Средствами вне ледовой подготовки на данном этапе служат: общеразвивающие упражнения (ОРУ); акробатические, гимнастические, хореографические упражнения. Для развития физических качеств следует использовать следующие упражнения: -для развития ловкости: акробатические упражнения (кувырок, перекаты, мостик); внезапные остановки, изменение направления движения при ходьбе и беге; преодоление препятствий; броски и ловля мяча в различных положениях; игры и эстафеты; -для развития координации: разнообразные движения рук и ног в сочетании друг с другом; ходьба спиной вперед; подвижные игры и эстафеты; -для развития скоростно-силовых качеств : прыжки в высоту; с места, с разбега, через планку, с двух на две, одну и т. д.; прыжки в длину, тройной прыжок с места, разбега; многоскоки, бег с препятствиями, игры и эстафеты с бегом и прыжками; -для развития быстроты: выполнение быстрых движений, быстрое реагирование в процессе игр; повторное пробегание отрезков от 5 до 20 метров из различных и.п. и стартовых положений; ускорения; игры и эстафеты с использованием скоростных упражнений; -для развития равновесия: упражнения в статистическом равновесии (позы на одной ноге; на коленях); упражнения в динамике (ходьба по шнуру, линии, скамейке, бревну, по наклонной опоре, с движением рук); -для развития силы: прыжковые упражнения (прыжки вверх на месте, в продвижении, через препятствия, многоскоки, с возвышения, в глубину с последующим отскоком); -для развития гибкости: маховые движения с полной амплитудой, скакалка из седа. Стойки, рыбка, качалки, шпагаты, мостики; удержание ног на определенной высоте; подвижные игры с использованием статических поз. Кроме этого необходимо научиться выполнять комплекс упражнений в ботинках с коньками на полу: хождение в основной позиции, упражнения на равновесие, стоя на одной ноге, имитация отталкивания, обучение падениям.
Физическая подготовка юных фигуристов имеет существенное значение.
Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на гармоническое различных функциональных систем, мышечных групп, расширение двигательного опыта, создание базы для успешного развития специальной подготовки.
Специальная физическая подготовка направлена на те качества и функциональные системы, которые непосредственно отвечают за успешное выполнение элементов, упражнений. В этом аспекте средства (упражнения), направленные на повышение уровня физической подготовки.
Техническая подготовка
Средствами обучения базовым двигательным действиям в условиях льда являются следующие упражнения:
— основная стойка у борта с опорой руками и без них;
— полуприседы и приседы,
— ходьба на коньках вперед, назад, боком с опорой на борт и без опоры,
— ходьба приставными шагами, — ходьба в полуприседе,
— ходьба на зубцах,
— скольжение на двух ногах,
— стартовые движения и скольжение со старта,
— разнообразные остановки, фонарики, змейки,
— скольжение вперед и назад,
— скольжение «елочкой»,
— скольжение в полуприседе, приседе, по прямой, дуге, виражу, кругу,
— перетяжки вперед и назад,
— скольжение по дуге вперед и назад,
— реберное скольжение по дуге,
— перебежка вперед и назад,
— смена направления скольжения,
— смена фронта скольжения,
— поворотные элементы: тройки, многократные тройки, спирали, вращения на двух, одной ноге на месте, с захода, — вращения на двух ногах в приседе,
— циркули вперед и назад,
— пируэт,волчок, пируэт назад,
-элементы с безопорной фазой: подскоки, перепрыгивания через препятствия,
— спрыгивания на лед с борта на ход вперед и назад,
— подскоки с поворотом в 0.5, 1 оборот,
— прыжки толчком двумя, одной на другую ногу,
— прыжки «перекидной», «сальхов», «тулуп», «риттбергер» в 1 оборот
Хореографическая подготовка
Занятия хореографией являются составной частью подготовки фигуриста. Упражнения, выполняемые под музыку, помогают решить ряд важнейших вопросов подготовки. Занятия проводятся в групповой форме на льду и в зале. Партер. Содержание материала: Упражнение на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья Упражнения для развития гибкости плечевого и поясничного суставов, на подвижность голеностопного сустава, на развитие шага, на развитие гибкости, на укрепление позвоночника, на развитие и укрепление брюшного пресса, на развитие выворотности ног, на развитие мышц паха; растяжка ног (вперед, в сторону); наклоны корпуса к ногам; упражнение на полу (шпагат), «корзинка», «лодочка», мостик и полумостик, «кольцо».
Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводится в виде коротких бесед в начале учебно-тренировочного занятия или его процессе в паузах отдыха. Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий. Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. Содержание бесед и полнота сведений зависит от контингента обучающихся. Некоторые темы требуют неоднократного повторения, например меры предупреждения травматизма, оказание первой медицинской помощи. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов и т.п. Также полезен коллективный просмотр телевизионных передач о выдающихся спортсменах нашей страны. При проведении теоретических занятий необходимо воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине и гордости за нее.
План теоретической подготовки:
- Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре и спорте, как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Спорт как средство воспитания воли и жизненно важных умений и навыков. Физическая культура как составная часть общей культуры, как дело государственной важности. Ее значение для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Спорт как составная часть физической культуры, их существенная роль в воспитании подрастающего поколения. Важнейшие постановления Правительства РФ по вопросам развития физической культуры и спорта в стране.
- Правила поведения в спортивной школе. Правила организации занятий и поведения в спортивном зале и на ледовой площадке.
- Предупреждение спортивного травматизма, оказание первой помощи. Соблюдение правил поведения. Дисциплина и взаимопомощь в процессе занятий. Предупреждение спортивных травм. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям фигурным катанием и другим видам спорта. Первая помощь при ушибах, растяжении и разрывах связок, мышц и сухожилий, переломах, кровотечениях.
- Терминология фигурного катания на коньках. Названия элементов. Скольжение.
5.Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Характеристика положительных влияний на органы и функциональные системы при рациональном соотношении нагрузок и отдыха. Понятие об утомлении и переутомлении. Восстановительные мероприятия в спорте.
- Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к местам проведения тренировочных занятий и к спортивному инвентарю. Гигиенические требования к питанию фигуристов. Значение витаминов и минеральных солей. Калорийность питания. Нормы потребления белков, углеводов и жиров. Режим дня.
- Особенности осуществления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Особенности осуществления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фигурное катание на коньках» основаны на особенностях вида спорта «Фигурное катание на коньках» и его спортивных дисциплинах. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится с учетом учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на спортивно-оздоровительный этап лицо, желающее пройти обучение, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на данный этап подготовки.
Организации и проведение учебно-тренировочных занятий осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности для обучающихся, учитывающие особенности вида спорта «фигурное катание на коньках».
- Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
6.1 Требования к материально-техническим условиям реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий.
Материально-технические условия:
обеспеченность материально-технической базой и условиями для реализации программных мероприятий.
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
наличие ледовой площадки;
наличие игрового зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный
№ 61238);
- медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
6.2 Требования к кадровому составу организаций, реализующих общеобразовательные общеразвивающие программы
Кадровые: укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников; (указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП) непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей.
Требования к кадровому составу организаций, реализующих общеобразовательные общеразвивающие программы:
1.Уровень квалификации лиц, осуществляющих общеобразовательные общеразвивающие программы должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
Уровень квалификации лиц, осуществляющих общеобразовательные общеразвивающие программы должен соответствовать в постоянном и непрерывном режиме. Необходимо соблюдение своевременного обеспечения повышения квалификации тренеров-преподавателей.
6.3 Требования к информационно-методическим и иным условиям реализации Программы
Организационные условия:
обеспечение наполняемости групп согласно установленной численности детей;
соблюдение возрастного контингента;
отсутствие медицинских противопоказаний обучающихся;
Временно-пространственные:
соблюдение расписания занятий;
определение места реализации программы;
Психолого-педагогические условия:
преемственность содержания и форм организации учебно-тренировочного процесса с учетом специфики возрастного психофизического развития воспитанников через сотрудничество, совместную деятельность, дискуссию, тренинги, групповую игру, освоение культуры, рефлексию, педагогическое общение, а также информационно-методическое обеспечение.
Санитарно-гигиенические условия:
соблюдение требований водоснабжения, канализации, освещения, воздушно-теплового режима и санитарных правил.
Социально-бытовые условия:
соблюдение пожарной безопасности, электробезопасности;
охрана труда.
Информационно-методические условия:
федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках»;
наличие дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
своевременность информации в соответствии с реализацией программных требований.
К иным условиям реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы относится трудоемкость программы (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитывается на 42 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом.
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы устанавливается в часах и не должна превышать:
-на спортивно-оздоровительном этапе – 1,5 часа (90 минут);
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия.
VII. Перечень информационного обеспечения
- Алексеев Евгений Хоккей для начинающих. Уроки профессионала. Евгений Алексеев. — М.: Питер, 2015. — 300 c.
- Гендрон, Д. Деятельность тренера в хоккее / Д. Гендрон. — М.: Олимпийская литература, 2016. — 261 c.
- Даймонд Дэн. Энциклопедия хоккея. Редкие факты. Суперзвезды. Уникальное фото / Дэн Даймонд , Эрик Цвайг. — М.: Кладезь, АСТ, 2019. — 192 c.
- Ишматов, Р.Г. Теория, методика и практика хоккея. Учебник / Р.Г. Ишматов, В.А. Кузьмин; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. — М. : ИД «МедиаЛайн», 2016. — 388 с.
- Ишматов, Р.Г. Поcтроение учебно-тренировочного процесса для хоккеистов различной квалификации. Учебное пособие / Р.Г. Ишматов, В.В. Шилов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб.: [б.и.], 2011. — 220 с
- Ишматов, Р.Г. Тактическая подготовка хоккеистов. Теория и методика избранного вида спорта (хоккей). Учебное пособие / Р.Г. Ишматов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб.: [б.и.], 2014. — 144 с.
- Кукушкин, В. Хоккей нового времени / В. Кукушкин. — М.: Спорт, 2015. — 590
- Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика избранного вида спорта (хоккей): Отбор в хоккее: учебное пособие / Ю.Ф. Курамшин, Л.В. Михно; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб.: [б.и.], 2013. — 175 с.
- Никонов, Ю.В. Подготовка квалифицированных хоккеистов / Ю.В. Никонов. — М.: Асар, 2015. — 819
- Михно, Л.В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов : учебник для тренеров / Л.В. Михно, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Филатов, Р.Г. Ишматов, В.С. Волков / под ред. Л.В. Михно. — СПб. 2017. — 616 с. : ил.
- Практическое руководство для тренеров. Программа ИИХФ «Учимся играть в хоккей». В 4 ступенях. Ступень B. — М.: Человек, 2020. — 383
- Хоккей для начинающих. — М.: Астрель, АСТ, 2018. — 144 c.
- Хоккей. Книга-тренер. — М.: Эксмо, 2017. — 390
- Чемберс, Дэйв Тренировочные занятия в хоккее. 446 упражнений для развития мастерства / Дэйв Чемберс. — М.: Олимпийская литература, 2016. — 360 c
- Шигаев, А.С. Хоккей / А.С. Шигаев. — М.: Книга по Требованию, 2018. — 286
- Яременко, Н.Н. Хоккей. Наши / Н.Н. Яременко. — М.: АСТ, 2017. — 664
17.Савин В.П. Хоккей. Учебник для институтов физической культуры. — М.: Фис, 1990.
18 .Савин В.П. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2003.
19.Спортивные игры. Учебник для вузов под редакцией Ю.Д. Железняка и Ю.М.
Портнова. — М.: Академия, 2002.
20.Примерная программа спортивной подготовки по хоккею (Федеральное
агентство по физической культуре и спорту), Москва 2006;
21.Приказ №937от 15.11.2022г. «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей»
Интернет сайты
Сайт Министерства Спорта РФ: http://www.minsport.gov.ru/sport/
Сайт Олимпийского комитета России: http://www.roc.ru
Сайт Международного олимпийского комитета: http://www.olympic.org
Сайт Российского антидопинговое агентство: http://www.rusada.ru
Литература, рекомендуемая для подготовки тренеров-преподавателей
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л .Б. Кофмана. — М., 1998.
- Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. — М., 1998.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. — М., 1982.
- Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — Киев, 1997.
- Конева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника, 2004.
- Спортивная медицина: справочное издание. — М., 1999.
Литература, рекомендуемая для обучающихся
- Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. — М., 1998.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. — М., 1982.
- Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — Киев, 1997.
- Конева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника, 2004.
Автономное учреждение дополнительного образования
спортивная школа «Дворец спорта» городского округа Радужный Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фигурное катание на коньках»
Автор-составитель: заместитель директора по спортивной и методической работе Петрусенко Марина Александровна
Программа:
— Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей», утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 ноября 2022 года № 1092);
— Принята на заседании педагогического совета 18.05.2023г № Протокол №2.;
— Утверждена директором АУ ДОСШ «Дворец спорта» города Радужный Кох Юрием Фёдоровичем 18.05.2023 Приказ № 111
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: от 4 до 18 лет
г. Радужный
2023г.
Примерный годовой план для групп спортивно-оздоровительного этапа 1 года обучения (СОЭ-1). Фигурное катание на коньках. Таблица№ 10
Виды подготовки | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Итого часов |
1. Общая физическая подготовка (ОФП) (ч) | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 80 | |||
2. Специальная физическая подготовка (СФП) (ч) | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | |||
3.Участие в спортивных соревнованиях (ч) | — | ||||||||||||
4.Техническая подготовка (ч) | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 | |||
5.Тактическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
6.Теоретическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
7.Психологическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
8.Хореографическая подготовка (ч) | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | |||
9.Инструкторская и судейская практика (ч) | — | ||||||||||||
10. Медицинские, медикобиологические мероприятия (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
11.Восстановительные мероприятия (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||
12.Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) (ч) | — | ||||||||||||
Итого (ч): | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 189 |
Примерный годовой план для групп спортивно-оздоровительного этапа 2 года обучения (СОЭ-2). Фигурное катание на коньках. Таблица№ 11
Виды подготовки | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Итого часов |
1. Общая физическая подготовка (ОФП) (ч) | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 | 9 | 75 | |||
2. Специальная физическая подготовка (СФП) (ч) | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | |||
3.Участие в спортивных соревнованиях (ч) | — | ||||||||||||
4.Техническая подготовка (ч) | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 35 | |||
5.Тактическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
6.Теоретическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
7.Психологическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
8.Хореографическая подготовка (ч) | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | |||
9.Инструкторская и судейская практика (ч) | — | ||||||||||||
10. Медицинские, медикобиологические мероприятия (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
11.Восстановительные мероприятия (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||
12.Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) (ч) | — | ||||||||||||
Итого (ч): | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 189 |
Примерный годовой план для групп спортивно-оздоровительного этапа 3 года обучения (СОЭ-3). Фигурное катание на коньках. Таблица№ 12
Виды подготовки | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Итого часов |
1. Общая физическая подготовка (ОФП) (ч) | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 70 | |||
2. Специальная физическая подготовка (СФП) (ч) | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 45 | |||
3.Участие в спортивных соревнованиях (ч) | — | ||||||||||||
4.Техническая подготовка (ч) | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 35 | |||
5.Тактическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
6.Теоретическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
7.Психологическая подготовка (ч) | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
8.Хореографическая подготовка (ч) | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | |||
9.Инструкторская и судейская практика (ч) | — | ||||||||||||
10. Медицинские, медикобиологические мероприятия (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
11.Восстановительные мероприятия (ч) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||
12.Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) (ч) | — | ||||||||||||
Итого (ч): | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 189 |